Квартирный вопрос и стоп-кран Шереметьево. Возвращаются ли украинцы на захваченные РФ территории?
В последние недели прозвучала целая серия заявлений от украинских официальных лиц о том, что украинцы массово возвращаются на захваченные РФ территории.
Об этом, в частности, заявляла глава партии «Слуга народа» Елена Шуляк , критикуя хронический дефицит средств, выделяемых на программу «еВидновлення».
Говорил об этом и мэр Мариуполя Вадим Бойченко , по словам которого в город вернулись уже 30% жителей, уехавших оттуда после начала войны. Причиной этого он назвал отсутствие ощутимой помощи переселенцам со стороны государства, в частности, с жильем.
А недавно нардеп от «Слуги народа» Максим Ткаченко заявил , что на оккупированные территории вернулись 150 тысяч человек, из них только в Мариуполь — 70 тысяч. Правда, сегодня он свои слова опроверг, заявив, что это было «необоснованное и эмоциональное предположение».
Выступила с опровержением данных о массовом возвращении людей и заместитель главы Офиса президента Ирина Верещук .
Тем не менее эта дискуссия создала впечатление, что дыма без огня не бывает.
Какова реальная ситуация с переселенцами?
Из общения в последние месяцы журналистов «Страны» с переселенцами с захваченных россиянами территории можно сделать вывод, что желающих вернуться много.
Правда, далеко не все из них намерены оставаться жить в оккупации. Одним из главных мотивов является желание оформить по российским законам право собственности на недвижимое имущество, а затем его продать и вернуться жить в Европу или в Украину. Либо, если жилье разрушено, подать документы на компенсацию. Но все это невозможно без получения российского гражданства, для чего необходимо въехать на территорию РФ. Более того, как мы уже писали , российские власти угрожают конфискацией так называемого безхозного жилья, под которое подпадает в том числе недвижимость, не переоформленная по российским законам.
Для очень многих людей вопрос оформления квартиры стоит остро, и они готовы ради этого ехать в Россию. Жилье потом можно будет продать. Тем более что в том же Мариуполе, который россияне сейчас активно восстанавливают, цены на квартиры, как заявлял еще в начале года советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко, в два раза выше, чем были до полномасшабной войны. А сейчас они еще больше выросли. И даже однокомнатную квартиру можно продать за десятки тысяч долларов .
Более того, Андрющенко признался, что и сам, будь такая возможность, продал бы квартиру в Мариуполе. Он призывал поступить так других горожан.
«Я бы с удовольствием и без малейшего колебания продал бы свою квартиру в Мариуполе россиянам. Получив таким образом досрочную репарацию. А после возвращения снова, без сомнения, вернул бы ее себе обратно. Это справедливость в реальном мире. Поэтому если у вас есть такая возможность, делайте. Честно», — писал Андрющенко.
То есть «квартирный вопрос» — один из основных мотивов для украинцев стремиться вернуться на захваченные территории, оформить паспорт РФ и право собственности на жилье по российским законам. При этом многие из тех, кто хочет провернуть такую операцию, намерены это сделать лишь с целью продать квартиру и затем уехать из России.
Но есть и те, кто, столкнувшись с трудностями обустройства в Европе или в Украине, хочет вернуться к себе домой навсегда. Либо просто очень скучают по родному городу. Способствует росту таких настроений и масштабная кампания россиян в соцсетях, которая показывает темпы восстановления Мариуполя и то, как под властью РФ «налаживается жизнь».
Кроме того, некоторые беженцы, особенно с дефицитными сейчас на российском рынке труда специальностями и при этом не нашедшие хорошую работу в ЕС, рассматривают возможность переезда в РФ.
Свой мотив поехать в Россию и получить российский паспорт есть и у пенсионеров-беженцев: чтобы оформить российскую пенсию в дополнение к украинской.
Другими словами, желающих по разным причинам поехать в РФ или на захваченные территории среди украинских беженцев действительно немало.
Источник: strana.today